Урок-викторина История России (конец XVI –XVIII вв.) , 7 класс.

Тест по истории Россия в конце XVI века 7 класс

Урок-викторина История России (конец XVI –XVIII вв.) , 7 класс.

Тест по истории Россия в конце XVI века для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. После смерти Ивана IV на престол взошёл

1) его сын Иван2) его сын Фёдор3) боярин Малюта Скуратов

4) митрополит Филипп

2. В каком году был издан указ об урочных летах?

1) 1581 г.2) 1584 г.3) 1589 г.

4) 1597 г.

3. Отметьте событие 1589 г., определившее положение Рус­ской православной церкви.

1) перевод Библии на русский .язык2) заключение унии с католиками3) учреждение патриаршества

4) выборы папы римского

4. Выберите из списка три города, утраченные после неудач­ной Ливонской войны и возвращённые России по Тявзин­скому мирному договору 1595 г. Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) Новгород2) Ивангород3) Ям4) Псков5) Кострома

6) Корела

5. В каком городе в 1591 г. умер малолетний царевич Дми­трий, возможный наследник русского престола?

1) Москва2) Ярославль3) Углич

4) Владимир

6. Выберите из списка три характеристики, которые относят­ся к правлению Бориса Годунова. Запишите цифры, под ко­торыми они указаны.

1) Борис Годунов был прямым законным наследником Иванa IV2) Борис Годунов был избран на престол Земским собором3) Борис продолжил жестокую политику Ивана Грозного, официально восстановил опричнину4) сестра Бориса Годунова была женой царя Фёдора Ивано­вича5) Борис Годунов был сторонником отказа от торговли с иностранными государствами

6) Борис Годунов способствовал учреждению в России па­триаршества

7. Современник Бориса Годунова, Генрих Наваррский, стал королём

1) Франции2) Италии3) Германии

4) Китая

8. Представителей какого рода приказал арестовать Борис Го­дунов, так как они были его возможными соперниками во власти?

1) Пугачёвых2) Романовых3) Нарышкиных

4) Нагих

9. Какое преимущество было предоставлено представителям Ганзейского союза городов купцам Любека?

1) право беспошлинной торговли в России2) право снабжать царский двор хлебом3) право строить каналы в Венеции

4) право открывать собственные ярмарки в России

10. Установите соответствие между определениями и терминами.

Определения

А) высший титул главы Православной церквиБ) временный правитель государства, управляющий вместо монархаВ) годы, в которые крестьянам запрещалось уходить от землевла­дельца

Г) высшее звание православных епископов

Термины

1) регент2) митрополит3) патриарх

4) заповедные лета

2 вариант

1. Кто фактически управлял страной в царствование Фёдора Ивановича?

1) Малюта Скуратов2) царевич Дмитрий3) Борис Годунов

4) митрополит Филипп

2. Какой указ, устанавливающий срок розыска беглых крестьян, был введён в 1597 г.?

1) о заповедных летах2) об урочных летах3) о подушной подати

4) о всеобщем налоге

3. Кто стал первым патриархом Московским и Всея Руси?

1) Иеремия2) Иов3) Никон

4) Даниил

4. Выберите из списка три города, утраченные после неудачной Ливонской войны и возвращённые России по Тявзинскому мирному договору 1595 г. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нарва2) Копорье3) Псков4) Новгород5) Ивангород

6) Корела

5. Какое событие вошло в историю как «угличская драма»?

1) смерть царевича Дмитрия2) пожар в Угличе3) конфликты Углича с другими городами

4) восстание в Угличе

6. Выберите из списка три характеристики, которые относятся к правлению Бориса Годунова. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Борис Годунов вступил на престол сразу после Ивана IV2) Борис Годунов был прямым наследником царя Фёдора Ивановича по мужской линии3) сестра Бориса Годунова была женой Ивана Грозного4) Борис Годунов способствовал развитию международной торговли России5) Борис Годунов был избран на престол Земским собором

6) Борис Годунов знал несколько языков, был хорошо обра­зованным человеком

7. Современником Бориса Годунова был французский король

1) Людовик XIV2) Людовик XVI3) Генрих IV

4) Карл Великий

8. Отметьте фамилию знатного боярина Фёдора Никитича, ко­торый был пострижен в монахи в правление Бориса Годуно­ва под именем Филарета.

1) Милославский2) Романов3) Черкасский

4) Фёдоров

9. Для развития образования Борис Годунов

1) отправил в Европу учиться дворянских детей2) открыл первый в России университет3) открыл в России иезуитские школы

4) запретил все научные исследования в области медицины

10. Установите соответствие между определениями и термина­ми.

Определения

А) период, в течение которого разыскивались беглые крестьянеБ) временный правитель государства вместо монарха летаВ) высший титул главы Православной церкви

Г) высшее звание православных епископов

Термины

1) митрополит2) патриарх3) урочные лета

4) регент

Ответы на тест по истории Россия в конце XVI века
1 вариант1-22-43-34-2365-36-2467-18-29-110-3142

2 вариант

Источник: https://testschool.ru/2018/02/12/test-po-istorii-rossiya-v-kontse-xvi-veka-7-klass/

Тест по истории России Россия в XVI в. 7 класс

Урок-викторина История России (конец XVI –XVIII вв.) , 7 класс.

07.09.2018Тесты по предметамИстория России7 класс

Тест по истории России Россия в XVI в. 7 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 13 заданий.

Вариант 1

1. Укажите год венчания на царство Ивана IV.

1) 1530 г.2) 1533 г.3) 1547 г.

4) 1549 г.

2. Кто из перечисленных ниже деятелей являлся членом Избранной рады?

1) А. Адашев2) И. Волоцкий3) И. Пересветов

4) Н. Сорский

3. Собрание представителей всех русских земель называлось

1) Боярской думой2) Земским собором3) приказом

4) Избранной радой

4. Что из названного ниже относится к реформам Избранной рады?

1) принятие «Уложения о службе»2) полная отмена местничества3) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днём

4) создание полков «нового строя» для замены дворянского ополчения

5. Прочтите отрывок из стихотворения и укажите фамилию современника Ивана IV, о котором идёт речь.

«На камне мшистом в час ночной,Из милой родины изгнанник,Сидел князь вождь младой,В Литве враждебной грустный странник,Позор и слава русских стран,В совете мудрый, страшный в брани,Надежда скорбных россиян,

Гроза ливонцев, бич Казани…»

1) А. Адашев2) А. Курбский3) М. Скуратов

4) В. Старицкий

6. Какое из названных ниже событий относится к внешнеполитическим итогам царствования Ивана IV?

1) присоединение Крымского ханства2) присоединение Астраханского ханства3) завоевание выхода в Балтийское море

4) завоевание выхода в Чёрное море

7. Рассмотрите схему и выполните задание.

Стрелками на схеме обозначен(-о)

1) нашествие Тохтамыша2) поход Девлет-Гирея3) поход на Астрахань

4) поход Ермака в Сибирь

8. Укажите, что относится к причинам введения опричнины Иваном IV.

1) стремление царя к неограниченной власти2) экономический подъём России3) хозяйственное разорение страны

4) сожжение Москвы Девлет-Гиреем

9. Какое событие относится ко времени правления Ивана IV Грозного?

1) освобождение Руси от ордынской зависимости2) принятие нового Судебника, увеличивающего размер пожилого3) введение «уроков» и «погостов»

4) воссоединение Украины с Россией

10. Урочные лета в России — это

1) период, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян2) исторические произведения, в которых повествование велось по годам3) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому

4) период, в течение которого разрешались переходы крестьян от одного владельца к другому

11. Сравните особенности управления Российским государством в конце XV в. (при Иване III) и в середине XVI в. (при Иване IV). Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) Боярская дума была совещательным органом при государе2) для решения наиболее важных вопросов созывались земские соборы3) оформляется приказная система

4) создаётся стрелецкое войско

Черты сходстваЧерты различия

12. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.

1) венчание Ивана IV на царство2) поход Ермака в Сибирь3) начало создания стрелецких полков

4) смерть Елены Глинской

13. Прочтите отрывок из записок иностранца в Москве и ответьте на вопросы.

«…Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чём ему, государю, были непослушны, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять; а учинить ему на своём государстве себе опричнину… и которые улицы и слободы взял государь в опричнину, и в тех улицах велел быти боярам и дворянам и всяким приказным людям, которых государь взял в опричнину, а которым в опричнине быть не велел, и тех из всех улиц велел перевести в иные улицы на посад».

1) О каком царе идёт речь в данном тексте?

2) С какой целью была введена опричнина?

Вариант 2

1. Первый Земский собор был созван в

1) 1547 г.2) 1549 г.3) 1550 г.

4) 1555 г.

2. Как назывался кружок единомышленников, сложившийся вокруг молодого царя Ивана IV в 1549-1560 гг.?

1) губная изба2) Земский собор3) Избранная рада

4) Боярская дума

3. Орган центрального управления в России в XIV — начале XVIII в. назывался

1) губа2) приказ3) земская изба

4) дума

4. Реформа местного управления, проведённая в 1556 г., предполагала

1) принятие «Уложения о службе»2) создание стрелецкого войска из свободных людей3) учреждение выборной должности губных старост

4) создание избранной тысячи — поместного ополчения

5. Прочтите отрывок из труда современного автора и укажите, о ком идёт речь.

«Они были призваны «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену. В знак своего предназначения они прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу».

1) казаки2) стригольники3) опричники

4) стрельцы

6. Восточная политика Ивана IV привела к

1) завоеванию Поволжья и Западной Сибири2) завоеванию Средней Азии3) началу освоения Дальнего Востока

4) началу освоения Восточной Сибири

7. Рассмотрите схему и выполните задание.

https://www.youtube.com/watch?v=cdTbFKchj3g\u0026list=PLMDDEQIJvxGTCfT5JZDqLnmU7YVtdJTHo

Укажите имя правителя Московского государства, во время царствования которого был совершён поход по маршруту, обозначенному на схеме.

1) Дмитрий Донской2) Иван III3) Василий III

4) Иван IV Грозный

8. Для внутренней политики Ивана Грозного было характерно

1) усиление самодержавия2) повышение авторитета представительных органов3) возрождение вечевых порядков

4) усиление влияния церкви в государстве

9. Результатом казачьих походов под руководством Ермака Тимофеевича явилось присоединение территории

1) Казанского ханства2) Астраханского ханства3) Сибирского ханства

4) Крымского ханства

10. Указ о заповедных летах предусматривал

1) создание земских и приказных изб2) отмену торговых пошлин на торговлю солью3) отмену опричнины

4) запрет переходов крестьян от одного земледельца к другому в определённые годы

11. Сравните характерные черты Российского государства в конце XV в. (при Иване III) и в XVI в. (в годы правления Ивана IV). Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) значительную часть войска составляло дворянское ополчение2) государь всея Руси венчался на царство и носит царский титул3) создаются стрелецкие полки

4) принимаются судебники — своды законов единого государства

Черты сходстваЧерты различия

12. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.

1) смерть Василия III2) созыв первого Земского собора3) Стоглавый собор под руководством митрополита Макария

4) введение единой для всей страны денежной единицы

13. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.

«В декабре он уехал со всеми своими друзьями, слугами и казной в Александровскую слободу.

Отсюда он отправил в Москву два письма: одно патриарху, с жалобами на заговоры и неверность вельмож, на сообщничество духовенства, которое, злоупотребляя правом печаловаться, препятствовало царю казнить виновных; в другом письме он успокаивал московских жителей, говоря, что они не подверглись его опале. Столица пришла в ужас… Торжественная процессия отправилась в Александровскую слободу молить царя возвратиться на царство. Он согласился царствовать, но только на известных условиях.»

1) О каком царе идёт речь?

2) Какое условие было выдвинуто царём?

Ответы на тест по истории России Россия в XVI в. 7 класс
Вариант 11-32-13-24-15-26-27-48-19-210-111-132412-413213.1) Иван IV Грозный.2) Установление неограниченной власти.

Вариант 2

Источник: https://testytut.ru/2018/07/26/test-po-istorii-rossii-rossiya-v-xvi-v-7-klass/

Портал образования | Урок-викторина

Урок-викторина История России (конец XVI –XVIII вв.) , 7 класс.

Балахонцева Елена Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ “СОШ № 46”
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-викторина “История России XVI-XVII вв.”
11.01.2019
Раздел: среднее образование

Тема: История России. XVI- XVII в. в.

Составила: Балахонцева Елена Викторовна

Тип урока: урок- викторина

Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в 16- 17 веках»

Задачи урока:

– развивать познавательную активность,

– определить степень усвоения изученного материала.

Планируемые результаты:

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа

https://www.youtube.com/watch?v=eocCcAPWf0A\u0026list=PLMDDEQIJvxGTCfT5JZDqLnmU7YVtdJTHo

для раскрытия основных направлений развития России в 16-17 веках; описывать образ жизни и

основные занятия населения российского государства в 16-17 веках; характеризовать существенные

признаки культуры России;

метапредметные УУД: коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества;

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм

действий, самостоятельно определять цели обучения; собирать и фиксировать информацию, выделяя

главную и второстепенную;

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения;

осуществлять анализ объектов и явлений; владеть общими приемами решения учебных задач;

личностные УУД: формировать учебную мотивацию; расширять опыт оценочной деятельности;

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважительно относится к

культурным достижениям народов России.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, здроовьесберегающие

технологии,

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап

Организационный

момент

Приветствует учащихся, настрой на успешную работу

Приветствуют учителя,

настраиваются на

хорошую работу

2 этап

Мотивация

Создаёт условия для возникновения у обучающихся

внутренней потребности включения в учебную

деятельность

Слушают учителя,

настраиваются

включиться в учебную

деятельность

3 этап

Целеполагание и

планирование

Организует беседу по вопросам:

– предположите, что будем делать на сегодняшнем

уроке?

– какова цель сегодняшнего урока?

Обсуждают тему урока,

обсуждают цели урока и

пытаются самостоятельно

их формулировать

4 этап

Обобщение и

систематизация

знаний

Организация игровой деятельности.

I.Блиц-опрос:

1. Священник, деятель «Избранной рады» (Сильвестр)

2. Имя правителя, основавшего новую династию на

рубеже 16-17 вв.(Борис)

3. Указ, запрещавший переход крестьян от одного

хозяина к другому (о «Заповедных летах»)

4. Титул Ивана Грозного (царь)

5. Казак, возглавивший поход против Кучума. (Ермак)

6. Постоянное войско, созданное Иваном IV.

(стрельцы)

7. Имя московского митрополита, назначенного

патриархом московским и всея Руси в 1589 году.(Иов)

8. Особый порядок управления на части территории

Учащиеся отвечают на

вопросы учителя.

страны, введенный Иваном IV в 1565 году.

(Опричнина)

9. Насильственные действия с целью устрашения,

подавления политических противников. (Террор)

10. Предводитель восстания крестьян 1601-1603 гг.,

против которого было послано войско под

предводительством Басманова. (Хлопко)

II. «Маска, я тебя знаю».

1.Патриарх

Сын мордовского крестьянина. Митрополит, патриарх.

Главный хранитель царской семьи: дважды спас от

гибели во время эпидемий. Лично лечил больных.

Один из главных реформаторов церкви. Своими руками

выкалывал глаза изображениям святых на иконах

негреческого письма. Бил попов прямо в церкви.

Пьяных, буйных и противников реформы приказывал

пытать, бить и сечь. Требовал отбирать и истреблять

народные музыкальные инструменты. Открыто

выступил с идеей превосходства духовной власти над

светской. (Никон.)

2.Народный герой.

Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего,

продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем

казну на жалованье ратным людям». После победы над

врагом ему был пожалован чин думного дворянина.

Поместье не дали, но дали жалованье – 200 рублей в

год. Воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем

Новгороде. (Кузьма Минин.)

3.Воевода.

Фамилия происходит от названия городка Погорелово.

Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был

сослан, мать состояла «верховной боярыней» при

дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен

Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым.

Участник Первого ополчения 1611 г. и Второго

ополчения 1612 г. и временного правительства. В

Москве имеется памятник. (Дмитрий Пожарский.)

4. Священник.

В 21 год становится дьяконом, в 23 – попом. За

требовательность к пастве был публично бит и изгнан

из села. Боярин Шереметев пытался утопить его в

Волге. Бит кнутом. Сбежал в Москву. Царь приказал

заточить его в подвал монастыря, а затем сослал в

Сибирь. Возвращен в Москву. Царь поселил его в

Кремле, непременно кланялся ему и просил

благословения. Предложил место духовника царева –

отказался. Яркая личность в борьбе с врагами религии.

Написал свыше 80 произведений. Расстрижен и предан

анафеме. 14 лет провел в земляной яме. Заживо сожжен

в срубе. (Аввакум.)

III. Хронология событий .

1) 1605-1606 гг.; а) церковная реформа Никона;

2) 1607-1607 гг.; б) восстание Ивана Болотникова;

3) 1607-1609 гг.; в) восстание Степана Разина;

4) 1610-1613 гг.; г) правление Лжедмитрия I;

Учащимся необходимо

назвать имя деятеля XVI-

XVII вв. ( показ на

слайдах фото деятелей)

По завершении II задания

выполняется физминутка.

Учащимся необходимо

расставить события в

5) 1611-1612 гг.; д) поход Лжедмитрия II;

6) 1613-1645 гг.; е) «Семибоярщина»;

7) 1653-1655 гг.; ж) правление царя Михаила Романова;

8) 1667-1671 гг. и) деятельность народных ополчений.

IV. Даты и события в стихах.

1. Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам…

Д. Кедрин. Зодчие

Ответ: 1552 год – вхождение казанского ханства в

состав России.

2. …Мы в Кучумову землю пошли

Загладить бывалые вины.

В Сибири, от белого света вдали,

Мы бились с отвагою львиной.

Там солнце глядит, как сквозь рыбий пузырь,

Но мы, государь, одолели Сибирь!

Д. Кедрин. Ермак

Ответ: 1581-1598 гг. – поход Ермака, присоединение

Сибирского ханства к России.

3. Вот это – крепость Иван-город,

Что дед наш строил неспроста!

Вот здесь нам верфи строить нужно,

Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война!

Н. Кончаловский. Наша древняя столица

Ответ: 1558-1582 гг. Ливонская война.

4. И в этой книге полностью рассказано о том,

Как лучше дом налаживать

(Тем, кто имеет дом),

Как жить, чтоб в доме выросли

Богатство, слава, честь,

Как кладовые пользовать

(Когда запасы есть),

Как охранять имущество,

Борясь в пожар с огнем,

И как детей воспитывать –

Наказывать ремнем…

Н. Кончаловский. Наша древняя столица

Ответ: XVI век – Сильвестр «Домострой».

V. Крылатые выражения. (Объяснить, что означает

данный фразеологический оборот и вспомнить, с каким

событием XVI века связан.)

1.Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – разочарование,

удивление, огорчение из-за неудачи или

непредвиденных обстоятельств.

Крестьяне имели право уходить от своего помещика за

неделю до и неделю после Юрьева дня (25 ноября),

затем этот срок сократился до одного дня в году

(Юрьев день). А в 1581 году вышел указ «о заповедных

летах», в котором говорилось о запрещении уходить

хронологической

последовательности

( показ на слайдах)

Определить, о каком

историческом событии

идет речь в этих отрывках,

в каком году оно

произошло.

Объяснить, что означает

данный фразеологический

оборот и вспомнить, с

каким событием XVI века

связан.

крестьянам от помещиков.

2. По Сеньке и шапка – каждому честь по заслугам.

К XVI веку знатность боярина можно легко было

установить по ввысоке его меховых горлатных шапок

( «горлатные», потому что мех брался с горла убитого

зверя). В Боярской думе ближе к царю сидели более

знатные бояре в более высоких шапках.

3. Филькина грамота – пустая, ничего не стоящая

бумажка; документ, не имеющий силы.

Московский митрополит Филипп, образованный и

просвещенный человек, выступал против царской

политики насилия и террора. Он неоднократно посылал

Ивану Грозному письма с просьбой отменить

опричнину. Царь, не желая прислушиваться к

строптивому митрополиту, презрительно называл его

Филькой, а его послания филькиными грамотами.

4. Шиворот-навыворот – в обратном порядке, наоборот.

Шиворотом называли в XVI веке расшитый воротник

боярской одежды. Во времена Ивана Грозного боярина,

подвергшегося царскому гневу, в наказание сажали на

тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду

тоже задом наперед. В таком виде провинившегося

возили по городу под насмешки уличной толпы.

VI. «Историческая азбука».

Задание: вспомнить и объяснить как можно больше

исторических понятий в алфавитном порядке.

Примерные понятия: абсолютизм, атаман, барщина,

бунт, волость, вотчина, город, губа и т.д.

Правило: объявляется

буква по алфавиту, ребята

вспоминают как можно

больше понятий на эту

букву, объясняют их.

5 этап

Рефлексия и

оценивание

Продолжите предложение:

– «На уроке я …»

– «Сегодня мне …»

– «Хочу добавить…»

6 этап

Домашнее задание

Предлагает на выбор творческие задания:

Составить:

– кроссворд из 7 слов,

– тест из 7 вопросов,

– викторину (презентацию)

Делают выбор задания,

пишут в дневник

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=9070

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: