Урок – викторина Мудрая Сова по теме Сложные слова. Активизация их в предложении, в тексте, 8 класс

Альманах педагога |

Урок - викторина Мудрая Сова по теме Сложные слова. Активизация их в предложении, в тексте, 8 класс

Маркелова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43 г. Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Викторина по русскому языку для учащихся 8 классов”
22.01.2018
Раздел: среднее образование

Викторина по русскому языку «Язык мой – друг мой»

Класс: 8

Учитель Маркелова Татьяна Анатольевна

Цель: Расширение кругозора учащихся; развитие интеллекта учащихся; развитие умения общаться

между собой; воспитание культуры речи.

Оборудование: чистые листы бумаг, фломастеры, тематические картинки. Участвуют 2 команды.

1.Лексическая разминка. Когда так говорят?

Язык отнялся – внезапная потеря способности говорить, обычно от удивления, страха.

Язык заплетается – кто-либо не может внятно, ясно сказать что-либо.

Язык без костей – о болтливом человеке.

Язык проглотил – о человеке, который не может или не хочет сказать что-либо.

Язык проглотишь – очень вкусно, аппетитно.

Язык хорошо подвешен – умеет свободно, складно говорить.

На разных языках – без взаимопонимания.

2.Игра «Кто больше?»

Из слова пирамида составить как можно больше слов (мир, пир, рама, дар, драп, пар)

3.Текст-загадка.

У шута спросили:

– Каких ты больше людей ценишь, которые много говорят или мало говорят?

– Муха весь день жужжит, но никто на нее внимания не обращает, а петух только раз крикнет, тогда

все, услышав его, встают и принимаются за работу.

Каких же людей больше ценит шут?

(Шут ценит немногословных людей, которые говорят мало, но убедительно)

4.Закончите начатые пословицы.

Кто не работает, …

Грамоте учиться, …

Слово не воробей, …

Не спеши языком, …

Век живи – …

Тише едешь – …

Волков бояться – …

Терпенье и труд…

Куй железо, …

5.Лингвистическая задача.

На Востоке говорят: «Какой мост построишь, по такому и перейдешь»

А что говорят русские? (Что посеешь, то и пожнешь)

На Востоке говорят: «Двумя руками трудно поймать двух угрей»

А что говорят русские? (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

Англичане говорят: «Что камнем по кувшину, что кувшином по камню»

А что говорят русские? (Что в лоб, что по лбу)

Англичане говорят: «Скажи «дьявол», а он тут как тут»

А что говорят русские? (Легок на помине)

Немцы говорят: «Ошибки других – хорошие учителя»

А что говорят русские? (На ошибках учатся)

Немцы говорят: «Совершенные поступки в советах не нуждаются»

А что говорят русские? (После драки кулаками не машут)

Казахи говорят: «Саранчи бояться – хлеба не сеять»

А что говорят русские? (Волков бояться – в лес не ходить

Ведущий: Настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках. Они хранят опыт

народа, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и

поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и

быть человеком мудрым.

6. “Собери пословицу”

Оцениваем скорость и правильность выполнения заданий. Каждая команда получает бланк с

заданием. 1 правильный ответ – 1 балл. Максимум 10 баллов

1.

доброе, пирога, лучше, мягкого, слово

2.

язык, не, приветливых, отсохнет, слов, от

3.

молчание, а, слово, золото, серебро

4.

говори, услышишь, побольше, поменьше

5.

поле, умом, а, красно, пшеницей, беседа

6.

в, человека, общении, лошадь, езде, а, узнают, по

7.

враг, говорит, язык, мой, прежде, ума, мой

8.

на, себя, кто, много, накликает, тот, болтает, беду

9.

что, говорить, с, напиться, меду, тобой

10. слова, голова, пустые, не скажет, умная

Ответы:

1.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

2.

От приветливых слов язык не отсохнет.

3.

Слово – серебро, а молчание – золото.

4.

Поменьше говори – побольше услышишь.

5.

Красно поле пшеницей, а беседа – умом.

6.

Лошадь узнают по езде, а человека в общении.

7.

Язык мой – враг мой: прежде ума говорит.

8.

Кто много болтает, тот беду на себя накликает.

9.

С тобой говорить, что меду напиться.

10. Умная голова не скажет пустые слова.

Дополнительное задание: Назовите самого знаменитого собирателя русского фольклора, автора

сборника “Пословицы и поговорки русского народа”. (Владимир Иванович Даль). Оцениваем 1

балл.

Ведущий: Что значит быть грамотным? (Дополнительный вопрос, если ребята не ответили:

“Достаточно ли сказать, что грамотный – это человек, умеющий читать и писать?”)

Ответ: Грамотный – человек, умеющий читать и писать согласно нормам грамматики и

правописания. За правильный ответ 1 балл.

Ведущий: Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.

Куприн посмотрел меню и заказал:

– Шесть порций орфографических ошибок.

– Этого подать не можем, не держим, – ответил официант.

– Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное

меню. Капитаны команд, чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит

оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.

1.Бул…н кур…ый с фрик…дельками.

2. К..тлеты св..ные

3. Ра…ольник с к…лбасой

4. П..льмени

5. Шамп..ньоны в яич…ном соусе

6. К..мпот груш..вый

7. К..сель клюкв..ый

8. П..рожное б..сквитное

9. Коври…ка ржа…ая

10. Пиро..ки с печ..нкой

Ответы:

1. Бульон куриный с фрикадельками.

2. Котлеты свиные.

3. Рассольник с колбасой.

4. Пельмени.

5. Шампиньоны в яичном соусе.

6. Компот грушевый.

7. Кисель клюквенный.

8. Пирожное бисквитное.

9. Коврижка ржаная.

8. Пирожки с печёнкой.

Исправленное меню капитаны отдают жюри. Одна ошибка – 1 балл. Максимум 20 баллов.

Игра “Корректор” проходит для остальных участников команд. Оцениваем скорость и

правильность выполнения заданий. За каждую ошибку – 1 бал, за объяснение (тип ошибки, как

исправить) +1 балл. Максимум 20 баллов

1.

При входе в горящее здание надо одевать противогаз.

2.

У нее были очень огромные глаза.

3.

Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма.

4.

Он всегда ложит локти на стол.

5.

Волга ширее Дона.

6.

Вдали показалась стая уток и зайцев.

7.

Пожухла лиственница на березках.

8.

Он снял шапку с головы и подбросил её вверх.

9.

Я готов ать за это обоими руками.

10. Собрание будет в декабре месяце.

Ответы:

1.

При входе в горящее здание надо надевать противогаз (глагол “одеть” сочетается с

одушевленным существительными; “надеть” – с неодушевленными).

2.

У нее были оченьогромные глаза (лишнее слово “очень”. Многословие).

3.

Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма. (Когда я пришел на

тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма).

4.

Он всегда ложит локти на стол (должно быть “кладет”).

5.

Волга ширее Дона (должно быть “шире”, неправильно образована степень сравнения).

6.

Вдали показалась стая уток и зайцев (Вдали показались зайцы и стая уток. Стая –

преимущественно о птицах, рыбах.)

7.

Пожухла лиственница на березках (неправильный выбор слова. Пожухла листвана

березках).

8.

Он снял шапку с головы и подбросил её вверх. (Двусмысленность. Ошибки в употреблении

местоимений Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.)

9.

Я готов ать за это обоими руками (Я готов ать за это обеими руками. Оба, обе

– это собирательные числительные).

10. Собрание будет в декабре месяце (Речевая избыточность. Собрание будет в декабре).

Подведение итогов, награждение команд.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21174

Цель:

  • уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц;
  • расширять представления о взаимосвязях существующих в природе;
  • упражнять детей в словообразовании;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:

  • конверт;
  • схема – модель птицы;
  • схема – модель пищевой цепочки;
  • разрезные контуры разных птиц;
  • иллюстрация с изображением детей, обижающих птиц;
  • листы бумаги с изображением контура совы.

Предварительная работа:

  • знакомство со схемой – моделью птицы.

Активизация словаря: клюв, перья, когти,мудрая.

I. Создание проблемной ситуации. Построениемодели птицы.

На столе лежит конверт.

Воспитатель: “Я сегодня получила письмо излеса от медвежонка, которого зовут – Мишутка”. Читаетписьмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам письмо медвежонок Мишутка.

У нас в лесу случилась беда, появилсянеизвестный зверь, который летает по ночам ипугает всех в лесу. Я не знаю, кто он такой, а каквыглядит, могу рассказать.

Воспитатель: “Ребята, скажите, а звери летают?”(Нет. Летают – птицы.)

– Так кто же тогда поселился в лесу? Зверь илиптица?

– Мы с вами можем помочь медвежонку узнать этуптицу? Как мы это сделаем? Мы составим портретптицы по описанию.

– Давайте вспомним, что есть у всех птиц?(Голова, клюв, два крыла, две ноги, покрытыперьями, появляются из яйца).

Воспитатель выставляет схему – модель птицы.(Рисунок 1).

II. Составление коллажа птицы.

Воспитатель: “У вас на столах лежатнарисованные части тела от разных птиц. Лапки,головы, хвосты, туловища. Вы должны поМишуткиному описанию сложить портрет птицы,которая живет в лесу”. Воспитатель читаетпродолжение письма.

Голова большая, круглая, с большиминемигающими глазами, клюв – крючком. Туловище –овальное, пестрой окраски. Лапы короткие, скрепкими, острыми когтями. Хвост короткий,закругленный.

Воспитатель: “Какая птица получилась у вас? Какее зовут?” (Сова).

III. Рассказ воспитателя о сове.

Совушка – сова Большая голова, На суку сидит,

Головой вертит.

В самом деле, у совы – большая голова, которойона ловко вертит во все стороны, почти нет шеи икруглые, немигающие глаза. Сова великолепновидит в темноте, у нее очень хороший слух.

Пышноеоперение совушки защищает ее от холода, азакругленные крылья и широкий, короткий хвостпомогают летать бесшумно.

Острые когти совыустроены так, что птица может крепко хвататьдобычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Сова – хищная птица. Она охотится по ночам замелкими грызунами и птицами (мыши, воробьи и т.д.),а днем – спит, спрятавшись в глубоком дупле.

Есть в этих древнейших обитательницах лесов,какая – то загадочность. Кажется, что соваскрывает вековую тайну, недаром в сказках совуназывают мудрой.

Свои гнезда совы строят в глубоких дуплах, вразвалинах домов.

Весной птица откладывает одно – два белыхблестящих яйца. Сова насиживает их целый месяц.Новорожденные совята покрыты мягким серым пухом.

Они слепые и глухие, но через неделю малышиобрастают перышками, у них открываются глаза иушки. Вскоре, любопытные совята начинают поочереди выглядывать из дупла.

Придет время, иродители – совы, негромко посвистывая, позовутдетей, и те неуклюже вывалятся из гнезда – иполетят!

IV.Физминутка. Подвижная игра “Ночнаяохота”.

Выбирается “сова”, остальные дети – “мышки”.”Мыши” – играют. Воспитатель говорит слова:

У совы, у совушки Пестренькие перышки Голова большая очень

Вылетает птица ночью.

На слова “вылетает птица ночью” – “мышки”замирают. “Сова” облетает вокруг, и ищет детей,которые не замерли, и забирает их с собой в дупло.

V. Упражнение в словообразовании.

Воспитатель: “Ребята, почему сова вылетаетночью? ”

– Охота ночью называется “ночная охота”.

Как будет называться охота:

Утром – Зимой –Днем – Весной –Вечером – Летом –

Ночью – Осенью –

VI. Составление пищевой цепочки

Воспитатель показывает схему – модель пищевойцепочки.

Колоски зерна

Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/quot_mudraja_sova_quot_po_teme_quot_pticy_nashego_kraja_quot/54-1-0-7079

Викторина по русскому языку с ответами 1, 2, 3, 4 класс:

Урок - викторина Мудрая Сова по теме Сложные слова. Активизация их в предложении, в тексте, 8 класс

Викторина с ответами по русскому языку в начальных классах:1, 2, 3, 4 классы.
За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

Викторина по русскому языку для 1 класса (с ответами)

1. Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения?2. Сколько гласных букв в слове «учебная»?3. Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука.4. Сколько слогов в слове «ягода»?5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.6.

Какое слово спряталось в «угроза»?7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»?9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.

10.

В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?

Ответы

1. Вопросительный знак. 2. Четыре. 3. Три звука. 4. Три. 5. Столб. 6. Роза. 7. Каска. 8. «у Лилии» 9. Лесок, лесочек. 10. Гнездо.

Викторина по русскому языку для 2 класса (с ответами)

1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик».2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна».3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,.4.

Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки?5. Где в слове стоит суффикс?6. Бывают ли слова без приставки, без корня?7. Найди спрятанное слово.

Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: бабушка, сорока, повар, Зоя, ромашка, щенок.8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть.9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ.

в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо.

10. Может ли предложение состоять из одного слова?

Ответы:

1.«щенку» 2. Е, о, о, е, о. 3. Б, з, г, д, в, ж. 4. Заморский. 5. Между корнем и окончанием. 6. Да, нет. 7. Ромашка. 8. Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая. 9. Возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать. 10. Да.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?3.

Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?6.

Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?9.

В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.

10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»

Ответы:

1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.

2. Чем П. падеж отличается от других падежей?

3. Измени сущ. 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.

4. Что такое «инфинитив»?

5. Какого лица и числа местоимение «вы»?

6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?

7. Какое спряжение у глагола «дышать»?

8. Где «тся», а где «ться»: собираюсь прогулят.ся, дом строит.ся, дети веселят.ся, нужно торопит.ся?

9. Вопросы: где? как? когда, куда? относятся к какой части речь?

10. У всех ли слов есть окончания?

Ответы:

1. Корень + суффикс; корень; приставка + корень; корень. 2. Может употребляться только с предлогами.3. Мать, мышь, ель, кость, тетрадь, морковь. 4. Неопределенная форма глагола. 5. Мн. ч., 2- го л. 6. Да. 7. Ко второму. 8. «ться», «тся», «тся», «ться». 9. К наречию. 10. Нет. Например, у наречий.

Викторина «Посчитаем?»

оценок: 2 средняя: 3,50
Загрузка…

Источник: https://klub-drug.ru/viktorina/1-2-3-4-klass-po-russkomu-yazyku.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: