Устный журнал

Устный журнал

Устный журнал

Материал из Wiki

Первый выпуск Устного журнала: “УЖа” прошел в МИХМе в апреле 1961 года. Инициатива его организации принадлежала сотруднику института А.М. Чубу. В общей сложности было проведено около 60 выпусков журнала. Популярность “УЖа” была огромной, зрительные залы, где он проводился (включая и зрительный зал МИХМа) были всегда переполненными.

На УЖ стремились попасть многие москвичи. На его страницах выступали: спортивный обозреватель ТАСС В.А. Дворцов, спортивный комментатор Н.Н. Озеров, корреспондент газеты “Известия” А.Б. Рошаль, ученый-генетик В.А. Геодакян, артисты Московского театра сатиры А. Миронов и С. Мишулин, начальник ОБХСС города Москвы К.С.

Скоромников, спецкор во Вьетнаме В.Н. Скворцов, собирательница и исполнительница народных песен Ж. Бичевская, артист Малого театра Е.Весник, артисты Театра им. Вахтангова В. Лановой и В. Шалевич, артисты Театра на Таганке Б. Хмельницкий, А. Васильева, Л. Филатов, вокально-инструментальный ансамбль Театра им.

Ленинского комсомола “Аракс”, ансамбль “Машина времени”…Активное участие в работе “УЖа” принимали преподаватели университета Б.Г. Балдин, И.В. Нарышкин; студенты разных поколений: Л. Снежко, И. Золотарский, Л. Шинкаренко, О. Фильчикова, Г. Людмирская, Г. Иванова, Ю.Фельдман, Т. Цыганенко, Е. Стариков, Ю. Шейн, А. Шейн, С. Наумов, М. Сахарова, М.

Насакина и другие.

(Из книги: Генералов М.Б. От МИХМа к МГУИЭ. 2000 г. Стр. 260, 261.)

НАМ БЫ ПОБОЛЬШЕ ЭНТУЗИАСТОВ!

Вот тогда можно было бы сделать больше хороших мероприятий для отдыха студентов и сотрудников института. Действительно, разве смог бы существовать (вот уже третий год) «Устный журнал», не будь в составе его редакции студентов-энтузиастов.

Вся работа в редакции требует от ребят большой любви к делу, большой ответственности и добросовестности, – не говоря уже о большой затрате личного времени, физических и духовных сил.

Было прове¬дено всего 17 выпусков «Устного журнала» и каждый выпуск был по-своему интересным.

Нет нужды перечислять людей, которые побывали на страницах нашего журнала (ибо тогда не хватило бы всего номера нашей газеты), достаточно сказать, что у нас в гостях побывали известные журналисты, корреспонденты и редакторы газет и журналов, люди науки, искусства. Журнал просмотрело около 900 человек. И остается только сожа¬леть, что наш зрительный зал очень мал и нет никакой возможности обеспечить билетами всех желающих попасть на очередной номер журнала.

На 15-м выпуске в апреле с. г. профком проводил (уже по традиции) ребят из редакции, которые оканчивали МИХМ, наградив их подарками и грамотами. На смену пришло много энтузиастов, которые продолжат работу своих предшественников.

Как бы хотелось, чтоб и в художественную самодеятельность пришли новые энтузиасты.Ведь стыдно где-либо сказать, что наш хоровой коллектив, имея великолепного руководителя – В.Н. Костылеву, насчитывает всего-навсего 25 человек.

И это в МИХМе!

Был у нас год назад и студенческий эстрадный коллектив: «МИХМ – эстрада». Но окончили ребята институт, и не нашлось студентов, которые смогли бы продолжить работу этого коллектива.

Жалкое существование влачит и эстрадный оркестр. А ведь у нас учится много ребят, великолепно владеющих музыкальными инструментами, и при желании смогли бы организовать отличный эстрадный ансамбль, но они предпочитают почему-то играть на стороне.

И только наш танцевальный коллектив, которым руководит 3. Ф. Клевезаль, составляет, приятное исключение и, заслуживает всяческой похвалы.

Несмотря на чрезвычайно трудные условия для занятий коллектива (ребятам приходится буквально скитаться, где придётся, из-за отсутствия помещений для репетиций) – работа поставлена здесь очень хорошо и члены этого коллектива прикладывают максимум усилий, чтобы поддержать марку МИХМа.

Вот с кого надо брать пример!Хочется верить, что энтузиасты, любящие свой институт и которым дорога его честь, придут в коллективы нашей самодеятельности.И. ЧУБ, член профкома, пред. культ-комиссии. “За кадры химического машиностроения”, №35-36, 1964 г.

ДОПОЛНЕНИЯ

11.11.2016 в в нашей группе “Память о МИХМе (МГАХМ, МГУИЭ)” была размещна ссылка для просмотра этой начальной части описания страницы УЖа с такой преамбулой: Вот мы и заполнили ещё одно белое пятно из истории МИХМа – это небольшие фрагменты о знаменитом УЖе (Устном Журнале).

Мы надеемся, что отыщутся ещё очевидцы, а возможно и участники этих выпусков, и поделятся своими воспоминаниями и фото…Впрочем, частично этот пробел был уже заполнен раньше Виктором Филиным, Михаилом Куллем и другими участниками Эстрадного оркестра и Галиной Михайловной Мазановой – примой нашего Танцевального коллектива…Итак, смотрите на сайте Виртуальный МИХМ в разделе Культура.

Тут же посыпались комментарии и ответы непосредственных участников этих выпусков, частично приводимые ниже.

Galina Ludmirskaya: Спасибо, что меня тоже отметили. Было прекрасное время!!!! Подготовка и проведение УЖ навсегда останется в памяти.

Galina Ludmirskaya: Я помню, что приглашала Ланового, Садальского с Кореневой, Сайфулина, по-моему Дурова и еще не помню кого. Вместе с Илюшей Золотарским.Генрих Кардашев: Уважаемая Галина с Вашей тёзкой – Мазановой днём разговаривал…

Не может быть, чтобы и Вас не было воспоминаний и фото…и может с кем-то Вы ещё продолжаете когтактировать? Возьмите пример с оркестрантов!

Уважаемый Генрих. Не уверена, что у меня есть какие-либо фото с УЖ. Скорее фото нашей дружной компании. Не буду всех перечислять-это человек 20-30. Многие, к сожалению, уже не с нами. Чаще всего я общаюсь с Володей Маком, который живет в Иерусалиме. Иногда с москвичами. Постараюсь поискать фото. Спасибо за Ваши поиски по восстановлению истории нашего МИХМа.

Владимир Мак: Много помню, в УЖ работал года 4, могу написать.Galina Ludmirskaya Напиши обязательно, у тебя это прекрасно получаетсяГенрих Кардашев Непременно напишите!, обо всём! на сайте посмотрите Наши за границей и в личку пришлите О себе для БД МИХМАЧИ

Эдуард Мнацаканьян: Если ничего не путаю, я привозил на УЖ Чухрая (точно) и Самойлову (кажется вместе с кем-то). Дмитрий Зубов: В.С. Балакирев рассказывал как привозил Смоктуновского.

Генрих Кардашев: Друзья! Краткость – сестра таланта, но не в данном случае….

Виктор Филин: Помню выпуск УЖ в конце (декабре, кажется) 1962 г. (в том году я уже окончил институт и работал на заводе “Каучук”). На этот выпуск (он проходил в помещении тогдашней столовой, в старом здании) был приглашен Булат Окуджава. Естественно, что собралось много народу, но…

Булат Шалвович приехал без гитары и объявил, что партком Московской писательской организации запретил ему выступать с песнями и он, как член партии, обязан подчиниться.

И, несмотря на уговоры и предложения воспользоваться имевшейся “в кустах” гитары (Борис Балдин очень его просил), он не только не пел, но и свои стихи не читал! Вместо Окуджавы свои стихи читал приехавший вместе с ним замечательный поэт, его друг Юрий Левитанский.

Такие были времена!И позвольте несколько слов о МИХМ-эстраде от её непосредственного участника. Я был в составе квартета музыкального сопровождения первого спектакля (кажется, он был и последним).

Состав квартета: Владимир Кулль (фортепиано), Юрий Канцебовский (кларнет), слуга покорный (контрабас), а вот на ударных играл увлекавшийся тогда этим видом инструментов Алексей Кузнецов, известный впоследствии гитарист. Душой всего коллектива и его руководителем был Владимир Родзевич (он же был автором сценария), а среди участников помню Юлия Влодова и Валентина Карякина. Кажется, мы не зря старались и наш труд понравился зрителям. Было это, если мне не изменяет память в году 1961-ом.

Предварительный итог. Огромное спасибо всем! С Эдуардом Мнацаканьяном мы в процессе диалога доворились, что он более подробно расскажет о киностудии “МИХМ-фильм” и съёмках фильма “Нам полвека”. Владимир Мак – пришлёт свои воспоминания. Наверняка кто-то ещё что-то вспомнит и фото найдутся. “Бум ждать…” Об Эстрадном оркестре МИХМа смотрите [[1]] – Г.А.К., 13.11.2016

Александр Градский

Аудитория №1. Январь -Февраль 2000 г.

Игорь Саруханов. Год в МИХМе…

Игорь Саруханов Игорь Саруханов. Парень с гитарой. Кадр 0.24.56

И́горь Арме́нович Саруха́нов (6 апреля 1956, Самарканд, Узбекская ССР) — советский и российский поп-рок-певец, гитарист, композитор и поэт. Заслуженный артист России (1997), член Союза писателей России, член Союза композиторов России.

Семья Отец, Армен Ваганович, – кандидат технических наук, преподаватель МИХМа. Мать, Роза Ашотовна, – учительница русского языка и литературы. Младший брат – Ваган. Предки по отцовской линии из Нагорного Карабаха.

Прадед по отцу был состоятельным человеком, занимался зерном, лесом, обработкой камня, имел в подчинении несколько заводов и фабрик. В 1921—22 годах, во время голода в Поволжье, он отправлял туда составы зерна со своих фабрик.

Во время массовых репрессий, чтобы избежать ареста и расстрела, он уничтожил все документы и отказался от собственного имущества. Игорь потерял обоих родителей в 1991 году.

Источник: http://v.michm.ru/index.php/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB

Устный журнал

Устный журнал
Воспитательное мероприятие, целью которого является увековечение подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

, повышения эффективности патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, формирования уважительного отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, традициям своего края, формирования ценностей, значимых для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

Цель: увековечение подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., повышения эффективности патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, формирования уважительного отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, традициям своего края, формирования ценностей, значимых для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

Задачи мероприятия

  • знакомство с героическими страницами истории нашей страны;
  • формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны;
  • повышение информационной культуры учащихся;
  • воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям, воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Форма проведения мероприятия: воспитательный час.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портреты ветеранов, плакаты о ВОВ, аудиозаписи о начале войны, о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Ход мероприятия

Учитель: Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем острее желание больше рассказать о суровых и героических днях, о людях, которые, несмотря ни на что, в исключительно тяжёлых и крайне напряженных оборонительных сражениях выстояли, а затем, взяв стратегическую инициативу в свои руки, перешли в контрнаступление и сокрушили гитлеровскую армию.Ребята сегодня наш урок пройдет в виде журнала под названием «Страницами военных лет», посвященный 72-й годовщине Великой Отечественной Войны». Страницы этого журнала расскажут нам об истории Великой Отечественной войны, о героях и героинях участниках самой кровопролитной и разрушительной из войн.

I страница – Той первой ночью

Учитель. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

запись. Объявление о начале войны.

Чтец 1. «Той первой ночью»

Ещё той ночью игры снились детям, Но грозным рёвом, не пустой игрой, Ночное небо взрезав на рассвете, Шли самолёты на восток. Их строй Нёс, притаясь, начало новой ноты, Что, дирижёрским замыслам верна, Зловещим визгом первого полёта

Начнёт запев по имени — война…

Чтец 2.

…Той первой ночью, в ранний час рассвета, Спала земля в колосьях и цветах, И столько было света, Столько цвета, Что снились разве только в детских снах. Той ночью птицы еле начинали Сквозь дрёму трогать флейты и смычки, Не ведая, что клювы хищной стаи

Идут, уже совсем недалеки.

Чтец 3.

…И первый вопль из детской колыбели,  И материнский, первый, страшный крик,  И стук сердец, что сразу очерствели  И шли в огонь, на гибель, напрямик. И встал в ту ночь великий щит народа  И принял в грудь ударов первый шквал,  Чтоб год за годом, все четыре года, 

Не утихал сплошной девятый вал…[6], [7]

Минута молчания.

II страница. Победа ценой жизни

Учитель. Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически погибли за свободу нашей Родины. Русский человек всегда готов был встать на защиту своей Родины и драться до последнего вздоха. Не было предела патриотизма у наших солдат.

Только русский солдат спасал раненого товарища из-под шквального огня вражеских пулемётов. Только русский солдат беспощадно бил врагов, но щадил пленных. Только русский солдат умирал, но не сдавался. Порой немецкие командиры приходили в ужас от ярости и упорства, отваги и героизма простых русских солдат.

Один из немецких офицеров говорил: “Когда идут в атаку мои танки – земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские – земля дрожит от страха перед ними”. Один из пленных немецких офицеров долго заглядывал в лица русских солдат и, в конце концов, вздохнув, выдал: “Теперь я вижу тот русский дух, про который нам много раз говорили”.

Немало было подвигов совершено нашими солдатами во время Великой Отечественной войны. Молодые ребята жертвовали собой ради этой долгожданной Победы. Многие из них не вернулись домой, пропали без вести или были убиты на полях сражений. И каждого из них можно считать героем. Ведь именно они ценой своих жизней вели нашу Родину к Великой Победе.

Солдаты погибали, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца, во имя будущих счастливых поколений.

Да, они совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие – подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь. [1]

Чтец 4. Война 41 года

Пропахшие порохом тучи неслись, Пролившись свинцом с небосвода. “Ни шагу назад… И ни пяди земли…” – Касается каждого взвода. Но Киев захвачен, в кольце Ленинград, Бои – на пороге столицы: Бессонные ночи, кровавый закат, Суровые, скорбные лица. Часы отступлений, как вы нелегки! Ведь каждый считал – он виновен…

И только на Волге, у кромки реки, Был враг, наконец, остановлен. А дальше – сраженья и ночью, и днем За каждую русскую хату. Приказ был: – на Запад, под шквальным огнем, Всё было под силу солдату. Свобода тому лишь до гроба верна, Кто предан идее народа. Священная шла, мировая война, –

Война сорок первого года.

(В. Снегирев) [6], [7]

III страница. У войны не женское лицо

Учитель. На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Им было от 15 до 30 лет. Они владели всеми военными специальностями – летчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулеметчицы…

Женщины не только спасали, как это было раньше, работая сестрами милосердия и врачами, а они и убивали. Жестокость и насилие диктовали свои условия, заставляя слабый пол брать в руки автоматы и идти в самую гущу страшных событий. Хотя, их не нужно было заставлять: каждая стремилась выполнить свой долг и помочь Родине.

[1], [4]

Ученица 1. Жизнь женщин на фронте была очень, адски тяжела и, порой, даже унизительна, но они терпели, и, как мы видим, терпели не зря… А ведь именно они, отважные женщины-фронтовички, подпольщицы, партизанки, часто рисковали своей жизнью не меньше мужчин, стойко защищая Родину.

Прочти эти трогательные воспоминания мужественных героинь, которые взяты из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». У каждой из женщин своя история, но я уверен, ни одна из них не оставит тебя равнодушным.

Эта самая настоящая исповедь бесстрашных представительниц прекрасного пола, выживших в тех жутких, нечеловеческих условиях войны.

Из 32 женщин-летчиц, получивших звание Героя Советского Союза, 23 — «ночные ведьмы»: именно так прозвали героинь немецкие вояки, которые несли серьезные потери от их ночных налетов. Кроме того, именно женщины-летчицы были первыми, кто получил высшее звание еще до войны.

В 1938 году экипаж самолета «Родина» — Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — удостоился высшей награды за беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток, первая летчица, таранившая немецкий самолет, пилот бомбардировщика Су-2 Екатерина Зеленко. Чуть меньше, чем женщин-летчиц, среди Героев Советского Союза женщин-подпольщиц и партизан — 28.

 Но тут, к сожалению, куда больше число героинь, получивших звание посмертно: 23 подпольщицы и партизанки совершили подвиги ценой своей жизни.

Среди них и первая женщина ― Герой Советского Союза в годы войны Зоя Космодемьянская, и пионер-герой Зина Портнова, и участницы «Молодой гвардии» Любовь Шевцова и Ульяна Громова… Из почти 700 тысяч врачей в действующей армии около 300 тысяч составляли женщины и многие-многие другие уроков в учебном году не хватит перечислить всех героинь.

Ученица 2.

  1. «Ехали много суток… Вышли с девочками на какой-то станции с ведром, чтобы воды набрать. Оглянулись и ахнули: один за одним шли составы, и там одни девушки. Поют. Машут нам – кто косынками, кто пилотками. Стало понятно: мужиков не хватает, полегли они, в земле. Или в плену. Теперь мы вместо них… Мама написала мне молитву. Я положила ее в медальон. Может, и помогло – я вернулась домой. Я перед боем медальон целовала…»
  2. «Один раз ночью разведку боем на участке нашего полка вела целая рота. К рассвету она отошла, а с нейтральной полосы послышался стон. Остался раненый. «Не ходи, убьют, — не пускали меня бойцы, — видишь, уже светает». Не послушалась, поползла. Нашла раненого, тащила его восемь часов, привязав ремнем за руку. Приволокла живого. Командир узнал, объявил сгоряча пять суток ареста за самовольную отлучку. А заместитель командира полка отреагировал по-другому: «Заслуживает награды».[8]

Чтец 5.

Горела, плавилась земля, Горели все вокруг поля, Стоял один кромешный ад, Но лишь «Вперёд, а не назад»- Кричали храбрые сыны, Герои той былой войны. А Зиночка везла бойцов, Скрывала боль её лицо, Тащила на себе, «везла», Расправив будто б два крыла. Снаряды рвались, как назло, «Прошу спаси нас, милый Бог» Шептали губы у неё,

Молила всё она Его.

(Анна Присяжная)

Учитель: О гражданской доблести женщин тыла в 1941—1945 гг. можно сказать словами М.Исаковского, посвященных «Русской женщине» (1945):

…Да разве ж об этом расскажешь — В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

На отдельные предприятия, где до войны работали исключительно мужчины, пришло до 70% женщин. Не было в промышленности предприятий, цехов, участков, на которых бы не работали женщины, не стало таких профессий, которые не освоили бы женщины: токари, револьверщицы, сверловщицы и др. [5]

IV страница. Детство, опаленное войной

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети.

«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский в одном из своих очерков.

Из воспоминаний ребенка войны Олейник Любови Дмитриевны.

Интервью брали Лысенко Александра, Цыбуля Анна, Федорович Виктория – обучающиеся 11 класса Новоазовской ОШ №3 (в рамках акции «Голос ветерана»)

Родилась я в 1936 году, когда началась война, мне было 7 лет, тогда боевые действия шли у нас в поселке Буденовка (сейчас город Новоазовск). Немцы обошли всех соседей и сказали овободить дома, в том числе и наш. Нас поместили в старый подвал возле школы (стариков, женщин, детей). Мужчины не были призваны служить, они рыбачили, снабжали страну и армию рыбой.

Мой отец был рыбаком, поэтому родители, мой старший брат, я и маленкий братик (1941 г.р.) вместе с постельными принадлежностями переместились в подвал. Там мы находились пока не прошел бой, после которого наших мужчин заставили хоронить погибших немцев. Через некоторе время немцы ушли, мы – дети не понимали, что происходит.

Когда немцы отступали из поселка, они взорвали за собой мост, связывавший центр поселка с другими микрорайонами (Еланчик, Малая Седовка). В центре распологались больница, рынок, магазины, почта, т.е. неоюходимые условия для жизни. Взрослые поставили лестницу, чтобы подниматься и спукаться на уцелевшую часть моста для переправы на другой берег реки.

Также можно было переправиться по реке на лодках. Выжить можно было только за счет того, что вырастишь и продашь на рынке…

Пережили не только голод, но и ежеминутный страх за все: за сломанное дерево, разбитую хату, за исколеченных ребят, находивших не разованные гранаты, мой одноклассник Игорь Лазоренко потреял руку и глаз, мой брат сильно поранил ногу…

Радовались Дню Победы, это был для нас самый светлый, самый большой радостный праздник, но наряду с этим приходили похоронки, было много слез.

После окончания войны, пошли мы в школу. Пришли в пустую комнату, поэтому приносили с собой столы, стулья, я приносила маленькую скамеечку, т.к. была маленькой по росту, мне разрешали сидеть на поддконнике, писали на газетах. Через год привезли парты, стулья, в школу пришло работать много учителей, правда всего было 4 класса…

В 1947 году пережили голод, спасала только тюлька и картошка. Взрослые работали в колхозах, а дети рвали траву, собирали ягоды, помогали как могли.

Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ustnyy-zhurnal-stranitsami-voennykh-let-6670/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: